Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рас-сматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств об-работки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимо-обусловленности. Педагогическое мастерство мастера производственного обучения со-стоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с од-ной стороны, а с другой взаимосвязи обучающихся между собой.
Формирование будущего квалифицированного рабочего по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства начинаются на занятиях «Учебной практики» в мастерских. Эффективность таких занятий зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения реализует современные требования к организации производственного обучения в целом. В организациях и предприятиях где обучающиеся в дальнейшем проходят производственную практику, широко используются комплексные бригады, и бригадная форма организации обучения помогает обучающим-ся подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует формированию и развитию общих компетенций:
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оцен-ку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты соей работы;
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения про-фессиональных задач;
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
  • Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности;
  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Бригадная форма предполагает, что учебная группа делится на бригады, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются обучающиеся.
При формировании и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы обучения на уроках учебной практики обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования.
Большей частью бригадная организация учебной практики в учебных мастерских применяется после освоения обучающимися основ профессии - трудовых приемов и операций, накопления ими определенного опыта, т.е., в процессе выполнения работ комплексного характера. К этому времени уже сформирован коллектив учебной группы и разделение его на микроколлективы - бригады положительно влияет на слаженность и работоспособность группы в целом.
При организации учебного процесса в бригадной форме каждый обучающийся выполняет часть производственного задания самостоятельно. Для рациональной организации труда используется внутрибригадный график (технологические карты) перемещения по видам выполняемых работ на каждом этапе. Обучающиеся выполняют задание по инструкционно - технологическим картам, а мастер производственного обучения проверяет правильность и качество выполнения работы.
Опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек. Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, поэтому каждый член бригады выполняет 1-2 определенные операции технологического процесса. Например: комплектование машинно-тракторных агрегатов для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве, выполнение агро-технических и агрохимических работ машинно-тракторными агрегатами на базе тракто-ров основных марок, зерновыми и специальными комбайнами, выполнение технологических операций по регулировки машин и механизмов. В данных случаях принимается и оценивается каждая операция перед выполнением следующего вида работ.
Важный вопрос - комплектование бригад. Здесь возможны два основных варианта:
  1. однородные бригады, куда включаются обучающиеся, примерно равные по силам и возможностям;
  2. смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» обучающиеся.
И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. При однородном составе учебно – производственных бригад обучающиеся получают различные задания: «сильные» бригады – задания повышенной сложности, «слабые» - облегченные. Это позволяет мастеру производственного обучения легче осуществлять инструктирование и контроль за работой бригады. Вместе с тем подобное комплектование бригад снижает возможности организации взаимопомощи и взаимообучения. При смешанных бригадах та-кая возможность значительно повышается, но есть опасность, что в случае недостаточного контроля со стороны мастера производственного обучения работу станут выполнять наиболее подготовленные, инициативные и ответственные обучающиеся, а менее активные и слабые окажутся в роли подсобников. Комплектуя бригады, следует заботиться и о том, чтобы в их состав вошли обучающиеся, отношения между которыми носят доброжелательный, товарищеский характер.
В каждой бригаде есть бригадир, который осуществляет руководство, контроль, оказывает помощь членам бригады, по окончании работ докладывает о выполнении брига-дой учебно-производственных заданий. Фактически бригадир является помощником мастера по производственно-техническому руководству бригадой.
Таким образом, бригадная форма обучения готовит обучающихся к прохождению производственной практики, они приобретают первый производственный опыт, у них формируются общие и профессиональные компетенции по каждому модулю.

Ширшов Н.П., мастер п/о ГБПОУ «ГКП»

Контакты

Директор:
8 (846 56) 2-25-98
Приемная комиссия:
8 (846 56) 2-16-94
электронная почта:
so_gk_poo_phv@samara.edu.ru

Наши координаты

Административный корпус:
г. Похвистнево, ул.Куйбышева, 6
Учебный корпус №1:
ул. Малиновского, 1
Учебный корпус №2:
ул. Малиновского, 33