Реализация дистанционного обучения в ГБПОУ «ГКП» (материалы педагогического совета)

Реализация дистанционного обучения в ГБПОУ «ГКП» (материалы педагогического совета)

Современные педагогические работники колледжа хорошо осознают, что цифровая трансформация образования - это неизбежный процесс, но переход на обучение в дистанционном режиме стал стрессом для большинства педагогических работников.
В ходе применения дистанционных технологий стали видны ее недостатки:
· необходимость постоянного доступа к источникам информации и у педагога и у обучающихся. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться и учить имеют компьютер и высокоскоростной Интернет. Отмечены случаи, когда студенты отправляли в колледж преподавателю выполненные работы с водителем машины, которая доставляет продукты в село;
· федеральные информационно-сервисные платформы чаще ориентированы на школьников и используются преподавателями колледжа только для реализации общеобразовательного цикла. Для преподавания профессиональных циклов преподаватели чаще разрабатывают ЭОР (электронные образовательные ресурсы) самостоятельно, либо адаптируют имеющиеся в соответствии с программой, что значительно повышает интенсивность работы педагога колледжа;
· отсутствие постоянного контроля и очного общения между обучающимися и преподавателем привели к серьезным пробелам в подготовке и у слабоуспевающих студентов и у школьников, которые стали абитуриентами и поступили в колледж. По результатам мониторинга адаптации первокурсников отмечается выгорание и усталость от обучения в школе, а также очень низкие показатели обученности на входном контроле даже у первокурсников в аттестате со средним баллом около 4,00.
Одной из причин поступления в колледж первокурсники называют элементарную усталость и низкую мотивация к обучению вообще;
· у обучающихся отмечаются несформированные индивидуально-психологические качества: самодисциплина, самостоятельность и сознательность;
· дистанционные формы обучения не отменяет реализацию компетентностного подхода в образовании, но требуют принципиального изменения позиции преподавателя. Когда в дистанционном образовании основа обучения только письменная, студенты тупо копируют ответы на вопросы без осмысления и постепенно отучаются излагать свои знания в словесной форме, что тормозит развитие интеллекта. Педагоги и учебник перестают быть носителями «объективного знания», главная задача - мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности в учебе. Однако, о не все педагоги к этому готовы психологически и технически: преподаватели не умеют минимизировать и структурировать учебную информацию; с повышенной интенсивностью вынуждены разрабатывать электронный дидактический материал, ЭОР для самостоятельной работы обучающихся (рабочие тетради, пособия для выполнения практических и лабораторных работ, алгоритмы выполнения практических заданий и т.д.);
· не все преподаватели владеют интерактивными и активными технологиями обучения для применения их в онлайн-режиме, поэтому обратная связь со студентами чаще реализовывалась через электронную почту с заданиями. Дидактическое общение в онлайн режиме не получилось, а отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель – обучающийся», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала;
· обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, недостаток очного эмоционального общения с преподавателем и однокурсниками;
· в новых условиях предупреждения инфекционных заболеваний работодатели отказываются от организации практики студентов на их базе, в «авральном» режиме изменяется формат проведения учебной и производственной практики. Отмечаются ситуации в организации преддипломной практики в школе: куратором-наставником студентки-практикантки является учитель, который имеет передовой педагогический опыт классно-урочной работы, но слабые навыки ДО. Более продвинутые студенты помогли таким учителям, но были и такие ситуации, когда и у студента пока низкий потенциал и учитель не готов его курировать удаленно. Это повлияло на качество обучения и учеников и на качество овладения профессиональными компетенциями студентом.
Для снижения рисков дистанционного обучения:
1. Недостаточно предоставить студентам возможность удалённого доступа к учебным материалом (научной литературе, записанным лекциям и конспектам). Нужно разрабатывать и внедрять дистанционные формы обучения в профессиональных организациях, предполагающие совместную работу и обучающихся и преподавателей, а также инструменты аналитики, где студент активен.
2. Важно постоянно обновлять учебно-методические пособия и рекомендации для самостоятельного изучения материала. Электронные учебные пособия должны представлять собой теоретический материал с разбивкой изложенного на отдельные модули, где идет чередование теоретического изучения электронного курса лекций с выполнением индивидуальных практических заданий по каждой теме. Электронные курсы должны содержать в себе огромное количество наглядного (визуального) представления учебного материала, текстовых и звуковых средств материалов.
3. Главное в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Диалоговый режим «студент-преподаватель», «студент-студент», «наставник-студент» способствует активизации процесса обучения и повышает его интенсивность, что приводит к быстрому усвоению и запоминанию материала.
Таким образом, для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы:
- наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных обучающихся,
- наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,
- хорошей подготовки дистанционных уроков,
- изменение подходов к организации практики студентов, в т.ч. через организацию наставничества в формате дуального обучения «педагог-студент», «работодатель - студент»;
- использование гибких механизмов и тесной связи с работодателем по корректировке и актуализации содержания образовательных программ;
- наличие подготовленных координаторов педагогов,
- моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Т.И. Тимошкина , заместитель директора по учебной работе

Контакты

Директор:
8 (846 56) 2-25-98
Приемная комиссия:
8 (846 56) 2-16-94
электронная почта:
so_gk_poo_phv@samara.edu.ru

Наши координаты

Административный корпус:
г. Похвистнево, ул.Куйбышева, 6
Учебный корпус №1:
ул. Малиновского, 1
Учебный корпус №2:
ул. Малиновского, 33