Функционирование и развитие Губернского колледжа в условиях малого города

Функционирование и развитие Губернского колледжа в условиях малого города

Функционирование и развитие профессионального образовательного учреждения невозможно без учета одной из наиболее актуальных задач - необходимость интеграции профессионального образования с социально-экономическими сферами региона.
На рубеже столетий создание образовательных объединений на базе существующих в малых городах учреждений среднего и начального профессионального образования являлось решением многих проблем социально-экономического развития региона.
Историческая справка. Губернский колледж города Похвистнево правопреемник трех образовательных учреждений: Подбельского педагогического училища, Похвистневского медицинского училища и профессионального лицея.
К 1997 году стало очевидно, что выжить монопрофильному Подбельскому педагогическому училищу, расположенному на территории Похвистневского района Самарской области, в условиях поселка (4 тысячи населения) при отсутствии «градообразующего» предприятия невозможно. И коллектив начал поиск путей дальнейшего развития учреждения как учреждения универсального типа. Создание инновационного образовательного учреждения проходило под руководством Лидии Сергеевны Шикиной (директор в 1985-2009гг).
В 1998 году по предложению Администрации г. Похвистнево начался процесс перевода и реорганизации Подбельского педагогического училища в Похвистневское гуманитарное училище.
До 1998 года система профессионального образования г.Похвистнево включала в себя: учебно-производственный комбинат, профессиональный лицей-61 (реорганизованный из профессионально-технического училища), медицинское училище.
С целью сохранения хрупкого баланса условности разделения профессий и специальностей на гуманитарные и технические, а также, учитывая единое пространство формирования набора абитуриентов, была выработана политика «развития каждого (из вышеперечисленных учреждений) за счет развития всех».
В 2002 году на рынке профессиональных образовательных услуг в г.Похвистнево за счет присоединения Похвистневского медицинского училища к Похвистневскому гуманитарному училищу появился Губернский колледж города Похвистнево. В 2005 году произошло объединение ГОУ СПО Губернский колледж города Похвистнево и ГОУ НПО профессиональный лицей № 61.
Как правило, для действующих предприятий малых городов России требуется ограниченное количество квалифицированных рабочих, служащих или специалистов среднего звена, но достаточно большая номенклатура специальностей и профессий. Создание регионального колледжа стало панацеей в сложившихся условиях.
Анализ социально-экономической ситуации и системы профессионального образования в г. Похвистнево определил следующие концептуальные идеи функционирования и развития профессионального образовательного учреждения в условиях малого города.
Идея первая. В связи с отсутствием «градообразующих» крупных предприятий в городе и малочисленностью регионального заказа на подготовку высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена выбор направления (сферы) образовательных услуг основывался на наиболее общих закономерностях динамики рынка труда. Одна из них - это смещение центра тяжести на подготовку специалистов и служащих сферы услуг территории.
Идея вторая. В условиях непредсказуемости рынка профессионально-кадровых ресурсов образовательные структуры должны быть гибкими и многофункциональными для того, чтобы быстро перестраиваться в соответствии с рыночной конъюнктурой. Отсюда следует принципиальная полипрофильность колледжа.
Идея третья. В современных условиях малого города потребители образовательных услуг должны иметь возможность наращивать свой образовательный потенциал, находясь рядом со своей семьей, и повышать квалификацию, не отрываясь от работы. Многоуровневость и полипрофильность предоставляемых колледжем образовательных услуг позволяет осуществить индивидуальную образовательную траекторию как по вертикали (рабочая профессия – специалист среднего звена), так и по горизонтали (программы дополнительной профессиональной подготовки, переподготовка, повышение квалификации).
Колледж стал центром региональной системы профессионального образования на северо-востоке Самарской области. Экономятся финансовые ресурсы, более интенсивно используется материальные и кадровые ресурсы бывших трех образовательных учреждений.
Губернский колледж города Похвистнево развивается, реализуя актуальные задачи, которые определены заказчиками образовательных услуг, прежде всего работодателями региона:
1. Обеспечение непрерывности и многоступенчатости профессиональной подготовки кадров, вариативности и гибкости образования и образовательных программ.
2. Постоянное внедрение новых специальностей, профессий среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, необходимых для развития социальной и производственной сферы региона, территорий.
3. Создание информационно-маркетинговой службы, обеспечивающей связь с другими территориально близко расположенными образовательными учреждениями профессионального образования для постоянной корректировки взаимосвязей единого образовательного поля профессиональных программ.
4. Проведение постоянного мониторинга качества подготовленных кадров, их востребованность на региональном рынке труда.
5. Реализация стратегии «эффективного» управления функционированием и развитием колледжа в условиях малого города.
Таким образом, Губернский колледж города Похвистнево учитывает региональные требования, территориальные условия, индивидуальные (для данного учебного заведения) способы построения, внешние (сети ОУ) влияния и конкуренцию, накладываемые ограничения (финансовые, информационные, ресурсные, кадровые и другие).
Целесообразность интеграции трех ранее существовавших профессиональных образовательных учреждений доказана временем, так как в условиях социально-экономического кризиса и демографического спада материально-техническая база и кадровые ресурсы этих учреждений сохранены и учреждение развивается.
В колледже реализуются образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена очной и очно-заочной форм обучения, дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Профессиональная подготовка в колледже имеет свои особенности:
1) наборы малочисленные, чтобы не перенасыщать рынок труда выпускниками;
2) много профилей, чтобы охватить в большей степени запросы на образовательные услуги;
3) постоянно обновляется перечень профессий и специальностей, исходя из потребностей региона;
4) реализуемые образовательные программы включают не только выполнение требований к результатам ее освоения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также отражают специфику региона и особенности образовательного учреждения.
Колледж сегодня имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по 14 специальностям и более 30 профессиям среднего профессионального образования, но реально реализует гораздо меньше, так как главной задачей является обеспечение качества профессиональной подготовки и востребованности выпускников. Постоянно реализуются образовательные программы по педагогическим и медицинским специальностям, а также по профессиям для сельского хозяйства и сферы обслуживания, остальные чередуются или обновляются, исходя из потребностей региона.
Практически все действующие предприятия города и хозяйства района, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения являются базами практики обучающихся колледжа и местом их трудоустройства.
Образовательный процесс в условиях колледжа малого города имеет свою специфику. Следует выделить позитивные стороны такого типа учреждения:
1. Многоуровневость и многопрофильность ОУ дает возможность абитуриенту широкого выбора профессионального образования в зависимости от запросов и возможностей.
2. Обеспечивается непрерывность профессионального образования и сохранность контингента обучающихся. Отдельные выпускники, освоив программу по профессии, повышают свой профессиональный уровень по программам подготовки специалистов среднего звена, а в ситуации неуспеха в учебе или изменения профориентации есть возможность перевода на другие профили внутри учреждения.
3. Сохраняются кадровые и материально-технические ресурсы даже при изменении структуры профессиональной подготовки и внедрения новых профессий и специальностей. Например: когда снизился спрос на специалистов среднего звена «Механизация сельского хозяйства» колледж легко переориентировался на набор обучающихся по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Обеспечивается плотность и интенсивность использования имеющейся материально-технической базы: лаборатории, мастерские, оборудованные учебные кабинеты используются для проведения учебных занятий; для организации внеаудиторной самостоятельной работы и внеурочных мероприятий; для дополнительной профессиональной подготовки по профессиям и специальностям разных профилей студентов колледжа и слушателей из числа взрослого населения («Медицинский массаж», «Водитель категорий «В», «С», «Дошкольное образование» и другие).
4. Широкий спектр реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ позволяет выполнять многообразные заказы региональных центров занятости населения и работодателей на переподготовку кадров или повышение квалификации.
5. Увеличение контингента обучающихся позволяет создать оптимальные условия социокультурной среды, в том числе психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: с обучающимися работают социальный педагог, педагог-организатор, воспитатели в общежитии, практический психолог. Для колледжа, где обучается более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей это особенно актуально.
Волонтерское движение, охватывающее студентов педагогических, медицинских, технических специальностей «За здоровый образ жизни», обеспечивает условия развития общих и профессиональных компетенций не только их самих, а также решает разносторонние задачи социализации обучающихся по рабочим профессиям в колледже и школьников города и района.
Однако, есть целый ряд обстоятельств, которые усложняют функционирование и развитие образовательного учреждения:
1. Отток населения из региона и связанная с этим демографическая проблема, неразвитая промышленность в городе и близ лежащих районов сказываются на выполнении контрольных цифр приема абитуриентов. Уменьшается количество выпускников школ, как потенциальных абитуриентов и студентов, их интересы часто направлены на получение высшего образования.
2. Отсутствие стабильности в работе различных секторов экономики делает непредсказуемыми потребности в кадрах по отдельным специальностям и профессиям.
3. Ежегодное внедрение педагогическим коллективом новой востребованной на региональном рынке труда образовательной программы предполагает как прохождение процедуры ее лицензирования, так и более сложные условия государственной аккредитации.
4. Широкий спектр, предлагаемых населению образовательных услуг требует серьезных затрат на создание, поддержание и обновление материально-технических ресурсов. Нормативное финансирование ОУ учитывает в большей степени численность контингента обучающихся, а не его многопрофильность, которая требует дополнительных затрат.
Многопрофильность усложняет процесс обновления материально-технической базы колледжа, но обновление идет постоянно как за счет бюджетных так и внебюджетных средств, полученных, в том числе, за счет дополнительной профессиональной подготовки обучающихся студентов и взрослого населения.
5. Многопрофильность порождает многопредметность почти всех преподавателей в одной или более образовательных областях и требует постоянного совершенствования профессиональной компетентности.
6. Разные уровни и формы профессионального образования предполагают разные подходы к разработке образовательных программ, технологий обучения, критериев оценивания качества результатов и ресурсов образовательного процесса.
Несмотря на эти трудности, Губернский колледж города Похвистнево в своем развитии нарабатывает позитивный имидж как региональный центр многопрофильного профессионального образования.
Педагогический коллектив выстраивает образовательный процесс в колледже, обеспечивая демократичность и доступность профессионального образования для всех желающих, а результатом образования определяет личностную, профессиональную и социальную зрелость выпускников.


Тимошкина Татьяна Ивановна,
заместитель директора по учебной работе

Контакты

Директор:
8 (846 56) 2-25-98
Приемная комиссия:
8 (846 56) 2-16-94
электронная почта:
so_gk_poo_phv@samara.edu.ru

Наши координаты

Административный корпус:
г. Похвистнево, ул.Куйбышева, 6
Учебный корпус №1:
ул. Малиновского, 1
Учебный корпус №2:
ул. Малиновского, 33