Три дня в Ондозеро.

Студенты 1 курса губернского колледжа (Бочкарев Владимир и Ильдяков Дмитрий ) с 20 по 22 июня находились в поселке Ондозеро Муезерского района Республики Карелия. Это было не просто путешествие, а поисковая экспедиция по местам боевого пути 85-й отдельной морской стрелковой бригады, которая формировалась в 1941 году в Похвистнево. Поездка состоялась благодаря поддержке администрации колледжа (директор Иванов В.Г.)
Завтрак с академиком.
Первая пересадка была в Москве, здесь мы встретились с ветераном бригады, академиком РАН, вице-адмиралом флота Ашотом Аракеловичем Саркисовым. Наша встреча произошла на рабочем месте в Институте проблем безопасности атомной энергетики (ИБРАЭ). Ашот Аракелович очень занятой человек- доклады, консультации, симпозиумы,но он нашел время для нас. В его кабинете очень интересно, множество наград, сувениров, карт, вообщем небольшой музей. Ашот Аракелович после войны мечтал побывать на месте боев 1942-44 годов, именно в Ондозере. Но большая занятость ему не позволила это сделать. Зато где он только не был, его имя известно в научных кругах далеко за рубежом. Академик подарил нам сувениры, журналы «Арктика»,главным редактором которого он является. И это в 95 лет. В заключении мы позавтракали в институтском кафе, было очень вкусно, и еще завернули с собой.
До поезда до Сегежа, оставалось много времени до вечера и мы пошли знакомиться с достопримечательностями Москвы. Сначала на Красную площадь, здесь было много китайских туристов. Мы вначале посетили Покровский храм (храм Василия Блаженного), затем 2 часа катались на водном трамвайчике по Москва-реке. Прогулялись по парку «Зарядье», попробовали мороженое, на Красной площади оно самое вкусное.
Ондозеро
На следующий день мы все время ехали, сначала на поезде, потом на автобусе и только вечером добрались до Ондозера, куда нас довез местный житель Александр Сергеев. Остановились мы у работника клуба Макаровой Надежды Анатольевны.Гостеприимная хозяйка истопила нам баню и усталось быстро прошла. Жили мы в отдельной квартире.Нас встречали большие дружелюбные собаки.А в лесу здесь водятся медведи, волки. Деревня стоит на берегу двух огромных озер Ондозеро и Лаяме. Кругом лес, песок, сосны, камни-валуны. Сюда автобус не ходит, газа здесь нет, привозят пропан. Вода в колодце или роднике.Но зато работает еще почта, есть музей, ткацкая мастерская, своя фольклорная группа «Ома -ранта». Основная часть жителей села-пенсионеры, как и везде. В это время в Карелии белые ночи, и еще здесь повсюду растет иван-чай. Нам интересно было посмотреть, что растет в огородах на песке –картошка, клубника, вишня. Остальные овощи здесь привозные.
Есть особая достопримечательность в деревне- это часовня иконы Георгия Победоносца, построенная в 19 веке. Небольшая часовенка, которую жители отремонтировали, занесена в список наследия ЮНЕСКО. Как раз этот день 21 июня был день памяти маршала Георгия Константиновича Жукова. Мы поставили свечи и подарили икону Табынской Богоматери.
Надежда Макарова, она же специалист по фольклору, повела нас в музей поселка. Здесь собран богатый материал по истории села, ондозерского десанта, погибшего 2 сентября 1942 года в бою с финнами. Здесь мы почерпнули много материала по ветеранам бригады, посмотрели военные артефакты. В одном здании с музеем находится ткацкая мастерская, где женщины сохраняют старинные ремесла -ткут ковровые дорожки, которые пользуются большим спросом.В почтовом отделении мы отправили открытки с приветом домой.
Следующий день был значимым.22 июня в 4 часа утра мы участвовали во Всероссийской акции «Зажги свечу памяти», которая произошла на могиле погибших моряков 85 омсбр. Пока из 150 человек найдены останки только 90. Поисковая работа продолжается. Местные жители подарили нам кисет, в который Володя Бочкарев набрал горсть земли с могилы моряков, которую мы привезли домой.
После обеда вместе с Сергеевым Александром Петровичем мы сели в лодку и поплыли по озеру к месту высадки десанта. Наши ребята опробовали грести на веслах впервые. Шум ветра, крик чаек, бескрайнее озеро до горизонта- это захватывало дух. Вошли в лес - жарко, сосны, комары. Болото, брусника, цветет багульник. Более часа бродили с металлоискателем, нашли 2 кованых гвоздика от лодки.
На память нам подарили каску немецкого солдата для нашего музея. Назад мы добирались на частной машине, потом попутным транспортом до города Сегежа.
На обратном пути мы опять гуляли по столице-посетили Храм Христа Спасителя , три часа ходили по ВДНХ, которой в этом году исполняется 80 лет. Здесь очень красиво, павильоны бывших республик активно реставрируются.
Дорога домой была намного быстрее и все трудности быстро забылись. Остались только воспоминания о чудном озере, соснах и добрых людях.
Долго будет Карелия сниться…