По следам ондозерского десанта

Участники экспедиции
Руководитель экспедиции –капитан запаса Олег Сморчков- ветеран ВДВ, войны в Афганистане. Изучил все подробности боя ондозерского десанта 1-2 сентября 1942г. в районе Ондозера. Живет и работает в Санкт-Петербурге.Участники поиска- обучающиеся губернского колледжа Герасимов Александр и Стржалковский Алексей. Все прошли дистанционное обучение в заочной школе «Основы поисковой работы».
Спонсоры поездки- О.В.Сморчков, губернский колледж и Евгений Бурденюк (г. Новосибирск)
25 августа мы выехали на фирменном поезде до Питера, там нас 27 числа встретил Олег Валентинович и добрая собака по кличке Бетти. Мы сели в микроавтобус и поехали в Карелию. А это девять часов пути- 700 км по трассе. По пути остановились в Музее прорыва обороны Ленинграда, осмотрели технику. Приехали в г. Сегежа, здесь состоялась встреча с поисковиком Сергеем Афанасьевым, который передал в дар нашему музею военные трофеи с финских позиций. Потом добрались до пос. Надвоицы, там и заночевали.
Наутро выехали в Ондозеро, это еще 100 км по труднопроходимой на первый взгляд дороге- ямы, камни и ухабы. Олег-отличный водитель. Вдоль дороги- сосны, песок, уже поспели брусника и черника. В поселке нас уже ждали. Разместились в клубе, развернули походную кухню. Прибыли местные поисковые отряды из пос.Лендеры, Ругозеро и Ледмозеро. Все ребята уже опытные поисковики, самому младшему Леве было 6 лет. Построение, знакомство, как положено. К вечеру поехали в лес в квадрат «76-06», где по предположению Олега могла находится радистка-единственная женщина в этой операции. Мы шагнули в лес-северный лес, тишина, птиц не слышно, под соснами багульник, осторожно ступали по мху, а он здесь везде самый разный, всех оттенков зеленого. Около четырех часов 20 человек рыскали по пересеченной местности, перемахивали через кочки, пробегали, а не проходили через болотистую часть, карабкались по мху вверх. Для местных ребят это было привычно, а нам трудновато было держать равновесие вместе с металлоискателем и лопатой. Мальчишки нашли лосиные рога, еще мы познакомились с «лосиной блохой», а медведь нам не встретился. По пути пробовали ягоды, собирали грибы. Их здесь было очень много, но надо быть знатоком… К вечеру вернулись к машине уставшие, маршбросок на 4 км состоялся. Назад возвращались по той же ухабистой дороге…
Вечером ужин из тушенки, корректировка планов. На третий день нам предстояло плыть на единственном катере местного жителя Александра на острове Сяуношари, туда, где погиб фотограф политотдела штаба бригады
Богданович А.Ф. Причалили к острову, у берега огромные гранитные валуны, пошли по тропе. А здесь столько брусники… На берегу в одном месте целый парк сухих деревьев, завораживающих своими причудливыми формами. Мужчины установили освященный крест с табличкой. Но следов войны не обнаружено. На острове стояла лесная избушка. У местных жителей есть такие избы на каждом острове, здесь они рыбачат и собирают ягоды.
На следующий день разделились на группы. Наша команда вместе с Олегом и Алексеем Запорожцем (пос.Надвоцы) поехала искать артефакты на месте финских позиций, недалеко от Ондозера. Здесь было много черники. И, наконец, удача! Мы быстро обнаружили остатки рухнувшего блиндажа и окопы. И пошли сразу находки, приборы пищали без конца. Мы нашли топор, молоток, гвозди, керосинку, фильтр от противогаза, осколки от снарядов и две гильзы. Местные ребята нашли финский нож. Здесь стояли финны. Нагрузившись находками, вернулись в клуб.
31 августа в день начала военной операции прошла встреча поисковиков с местными жителями. На встречу приехал глава Ругозерского сельского поселения Петренко А.В. Любовь Ганева- ветеран образования, руководитель поискового движения, обнаружившая в 1985г. останки погибших моряков, подарила нашему музею книгу «На Ребольском направлении», сувениры и вручила памятную медаль «30 лет поисковому движению». Мы тоже обменялись значками и книгами. Местная фольклорная группа «Ома ранта» (рук. Надежда Макарова) выступила с концертом. А вечером был салют!
1 сентября мы пошли в музей села, где шел ремонт полов, осмотрели военные трофеи. Ребята поехали в Каргубу, где обнаружили окопы, еще никем не тронутые.
2 сентября состоялся митинг памяти гибели десанта 85 омсбр у памятного знака, был еще раз салют, опустили венок на воду и пустили бумажные кораблики с именами погибших моряков. Было очень трогательно. Но пришел день отъезда, нам было грустно расставаться с новыми друзьями, природой этого сказочного края.
У нас за плечами-рюкзак с артефактами и корзинка с брусникой. Заночевали в Надвоицах, Олег нас довез до г. Сегежа, посадил на поезд. На следующий день мы были уже в столице. 12 часов прошли быстро- были на Красной площади, посетили Александровский сад, гуляли по парку «Зарядье», где горячий шоколад нам наливал робот-автомат. Прогулка на теплоходе по Москве-реке. Пообедали в столовой №57 в советском стиле в здании ГУМа. Потом поехали в парк «Победа», там в Музее Победы в течении двух часов осматривали экспозиции, диарамы важнейших битв ВОВ. В зале Славы нашли в списках наших земляков Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы…Эта поездка нам дала много- практический опыт поисковых работ на местности, новых друзей, военные трофеи для музея. А главное- понимание того, что историей войны нужно продолжать заниматься, искать артефакты и останки погибших…Решено на следующий год продолжить поиск.

Потапова Т.П. участник экспедиции, рук. «Музея Боевой славы 85 омсбр ГКП»